Об беларускай мове сценарий


/ Просмотров: 94354

ВЫВУЧАЕМ РОДНУЮ МОВУ РАЗАМ!

сценарий вебинара для родителей воспитанников средних групп

 

Цель: формирование у родителей воспитанников активной позиции в вопросах необходимости приобщения дошкольников к знакомству с белорусским языком.

Задачи:

1.                     Познакомить с содержанием образовательной области «Развіццё беларускага маўлення і культура маўленчых зносін» учебной программы дошкольного образования для средней группы.

2.                     Познакомить с системой работы педагогов учреждения дошкольного образования по формированию навыков общения на белорусском языке у воспитанников.

3.                     Познакомить с методом наглядного моделирования при заучивании стихотворений.

4.                     Мотивировать родителей к активизации общения с детьми в домашних условиях на белорусском языке.

Материалы и оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, выход в сеть Интернет, микрофон, веб-камера.

Предварительная работа: инструктирование родителей по обеспечению технических условий проведения вебинара, рассылка приглашений для участия в вебинаре.

Ход вебинара:

Ведущий (В.):

Я рада приветствовать вас на вебинаре «Вывучаем родную мову разам!».

Сегодня мы с Вами будем говорить об особенностях системы изучения белорусского языка в условиях детского сада, познакомимся с задачами учебной программы в данном направлении для детей средней группы, а также я Вам расскажу о методе моделирования, который можно эффективно использовать при заучивании стихотворений с детьми.

Всем известно, что сегодня в Беларуси на государственном уровне определены как государственные языки русский и белорусский. Как свидетельствуют результаты анкетирования родителей, проведенного в нашем дошкольном учреждении, абсолютное большинство семей общаются со своими детьми дома преимущественно на русском языке. И нашу встречу сегодня я намеренно начинаю на русском языке. Ведь именно такая беседа сценарий для Вас является более комфортной. Да? Прошу ответить мне в чате (Ответы родителей – 100% - «ДА»).

К сожалению сегодня, вырастая, наши дети зачастую лучше знают иностранные языки, нежели родной – белорусский.

И далее мне бы хотелось озвучить слова белорусского поэта, одного из основоположников новой белорусской литературы Франциска Богушевича: «Яно добра, а нават і трэба знаць суседскую мову, але найперш трэба знаць сваю.» 

Речевое развитие детей в Беларуси осуществляется в специфической ситуации русско-белорусского близкородственного двуязычия. Для большинства дошкольников первым языком, на котором они учатся говорить и думать, общаться с окружающими, является русский. В то же время дети довольно рано приобщаются к белорусскому языку, слыша его по радио, телевидению, от некоторых взрослых, в детском саду, на отдельных занятиях или в течение дня - в зависимости от речевого режима учреждения. Белорусский язык выступает для них как второй.

Ученые единодушно придерживаются мнения, что у человека не может быть двух родных языков. Если и наблюдается такая ситуация, то она очень редкая, индивидуальная. Два языка могут в идеале быть родными, только если человеку одинаково родные обе нации, их культуры. Но живет он все-таки только в одном национально-культурном окружении!

Отсюда вытекает сложная задача обучения русскоязычных дошкольников белорусскому языку как второму родному языку.

Отметим, что реализация такого подхода требует создания в дошкольном учреждении национально-культурного фона в широком смысле слова – повседневная работа по усвоению обычаев, традиций, культуры народа, формирования представлений о территории, истории страны, ее национальных цветах, символах, известных людях и героях и т.д.

Раннее усвоение второго языка дает положительные результаты при строгом соблюдении в общении с ребенком принципа «одно лицо – один язык». В условиях общественного воспитания этот принцип получает несколько иное звучание: каждый язык должен использоваться в зависимости от условий или обстоятельств. Значит, раннее усвоение белорусского языка русскоязычными детьми даст положительные результаты при строгом соблюдении в общении с ребенком принципа «одно лицо в одной ситуации общения – один язык». Один и тот же воспитатель использует в общении с ребенком и русский, и белорусский языки, но строго придерживается одного из них на определенных занятиях, в играх и т.п. или в определенные дни.

 Фактором, положительно влияющим на усвоение белорусского языка как родного, является воспитание у детей интереса и симпатии к нему как к «языку удовольствия», способного удовлетворять эстетические, игровые, познавательные и другие запросы детей.

Учебной программой дошкольного образования для детей средней группы предусмотрено решение следующих задач.

   РАЗВIЦЦЁ МАЎЛЕННЯ I КУЛЬТУРА МАЎЛЕНЧЫХ ЗНОСIН

Мэта: фармiраванне ўстойлiвай цiкавасцi i станоўчых адносiн да нацыянальнай мовы, жадання авалодаць беларускай мовай; выхаванне асноў нацыянальнага светапогляду.

Задачы развiцця выхаванца ў дзейнасцi:

Ø     садзейнiчаць адрозненню дзецьмi беларускага i рускага маўлення;

Ø     пабуджаць да ўзнаўлення кароткiх лiтаратурных твораў на беларускай мове, да разыгрывання iх;

Ø     развiваць элементарныя навыкi зносiн на беларускай мове.

Слоўнiк

Узбагачэнне беларускага слоўнiка дзяцей словамi - назвамi прадметаў асяроддзя, iх якасцей, дзеянняў.

Разуменне i ўжыванне абагульняльных слоў (цацкi, посуд, адзенне, мэбля).

Засваенне формаў ветлiвасцi (добрай ранiцы, добры дзень, добры вечар, дабранач, да пабачэння, дзякуй, калi ласка, смачна есцi, прабач).

Граматычны лад маўлення

Засваенне некаторых асаблiвасцей граматычнага ладу беларускага маўлення: множнага лiку назоўнiкаў (дамы, лясы, вокны); роднага склону назоўнiкаў (санак, лыжак, лялек); меснага склону назоўнiкаў (на назе, у руцэ, на двары); давальнага склону назоўнiкаў (дапамагчы Аленцы, дапамагчы Янку); загаднага ладу дзеясловаў (мый, сядай, пi, паскачы); формаў 3-й асобы адзiночнага i множнага лiку дзеясловаў (iдзе, пiша, малюе, варыць, гуляюць, хочуць); асаблiвасцей роду некаторых назоўнiкаў (смачны яблык, калматы сабака).

Разуменне i ўменне суадносiць з малюнкамi назвы жывёл i iх дзiцянят (кошка - кацяня, качка - качаня, лiса - лiсяня).

Гукавая культура маўлення

Правiльнае вымаўленне спецыфiчна беларускiх гукаў: фрыкатыўных [г], [г']; заўсёды цвёрдых гукаў [ч], [р] iзалявана (у гукапераймальных словах), у словах i фразах; гука ў у словах i фразах.

Дыферэнцыяцыя ў вымаўленнi i на слых слоў, падобных у рускай i беларускай мовах (дети - дзецi, ложка - лыжка, река - рака, уши - вушы i да т.п.).

Звязнае маўленне

Слуханне i разуменне мовы выхавальнiка, адказы на яго пытаннi.

Праслухоўванне беларускiх народных забаўлянак, казак, твораў беларускiх пiсьменнiкаў для дзяцей; адказы на пытаннi па iх змесце.

Адказы на пытаннi па змесце карцiн i пры апiсаннi цацак.

Стварэнне выказванняў, самастойных па задуме i моўным афармленнi.

Садзейнiчанне станаўленню рэпрадуктыўнага маўлення дзяцей на беларускай мове.

Поскольку цель обучения белорусскому языку – возрождение его как родного, белорусский язык должен вводиться как можно раньше, с момента посещения ребенком дошкольного учреждения, а в идеале с семьи.

Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании, участниками образовательного процесса являются воспитанники, педагоги и родители. И сегодня особенно хочется отметить роль родителей в решении вопроса развития родной речи дошкольников. Потому что именно совместными усилиями мы сможем добиться положительных результатов в работе.

Очень важно начать раннее обучение дошкольников белорусскому языку, чтобы при поступлении на обучение в школу наши дети не столкнулись с трудностями при дальнейшем изучении белорусского языка, которое предполагает наличие определенных представлений у первоклассников.

Работа с родителями в дошкольном учреждении проходит системно, путем использования разнообразных методов и форм работы.

Одним из наиболее действенных способов овладения “белорусским словарём”, формирования правильной звуковой культуры речи является заучивание стихотворений.

Заучивание стихов с помощью моделей.

Все родители понимают, что заучивание стихотворений для ребёнка имеет огромную пользу: расширяется кругозор, развивается память, формируется культурный уровень маленького человека. Кстати, самый благоприятный возраст для заучивания стихов у ребёнка 4 - 5 лет. Но иногда тяжело дается заучивание стихотворений.

Существует много способов и методик заучивания стихов. Я хочу предложить для заучивания стихотворений с детьми использование схематичного изображения предметов и действий, так как дети обычно используют наглядно-образное мышление для познания мира. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Для лучшего запоминания ребёнку достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту.

Предлагаем поэтапное заучивание стихотворения:

·                        Прежде чем приступить к заучиванию стихотворения, прочтите его с выражением. Если выучите его наизусть – будет просто замечательно.

·                        Затем обязательно объясните ребенку незнакомые или непонятные слова и выражения.

·                        После этого прочитайте стихотворение еще раз, не торопясь, акцентируя смысловые моменты.

·                        После повторного прочтения расскажите ребенку об авторе этого произведения, а также о том, как и когда оно написано. Такой подход облегчает восприятие поэзии и развивает системное мышление.

·                        Обязательно рассмотрите с ребенком иллюстрации к стихотворению, и ответьте на все его вопросы.

·                        Затем прочтите стихотворение еще раз.

·                        Теперь вместе с ребенком нарисуйте схематичные картинки к каждой или почти к каждой строке стихотворения.

А теперь можно приступить к заучиванию стихотворения, используя подсказки-схемы. Предупредите ребенка, что это произведение вы будете учить наизусть, мотивируйте его на заучивание.

Когда стихотворение будет выучено, предложите ребенку сделать книгу стихов. Время от времени можно рассматривать созданную книгу, воссоздавать выученные ранее тексты. Это интересное занятие дает ребенку возможность видеть результаты своей деятельности, поддерживать литературный багаж и тренировать память.

«Домашнее задание»: выучите с ребенком по модели стихотворение В. Вярбы «Пралеска», вместе с малышом сделайте к нему иллюстрацию, чтобы в дальнейшем он смог рассказать это стихотворение другим детям и воспитателю в детском саду.

Спасибо за внимание!

 

Источники:

1.     Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. — Минск : Нац. ин­т образования, 2012. — 416 с.

2.     Старжинская, Н.С. Когда для свободного общения необходимы... границы / Н.С. Старжинская // ИД «Первое сентября»  [Электронный ресурс]. – 2013. Режим доступа : http://ps.1september.ru/article.php?ID=200300609. Дата доступа : 26.04.2016.


Источник: http://loshnicayaslisad.by/%D0%BD%D0%BE%D0%B2_%D1%81%D1%82%D1%80_173.htm


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Белорусские праздники - Страница 6 - Inter-Kultur Haus Сладких снов на ночь в прозе

Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий Об беларускай мове сценарий

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ