Именины краткое содержание


/ Просмотров: 53141
Закрыть ... [X]

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>
"Методика обучения географии в средней школе"
(Теоретические основы методики обучения географии)
Под ред. А. Е. Бибик и др., М., «Просвещение», 1968 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

«Исконной общей задачей географии — одной из самых старых наук в мире — всегда было и продолжает оставаться изучение природы, населения и хозяйства на территории данной страны, ее различных частей, других стран и всей Земли в целом. Такое изучение имеет целью как всестороннюю характеристику (описание), так и объяснение разнообразных черт сходства и различия природных условий и местных особенностей хозяйства и населения. Научные результаты географических исследований всегда широко использовались в практических целях, в деле выявления природных ресурсов, сельскохозяйственного освоения территории, рационального размещения промышленных предприятий, населенных пунктов и путей сообщения, а также в целях развития прсишодительных сил различных районов и стран» (И. П. Герасимов, 1960. г.).
В настоящее время система географических наук делится прежде всего на два крупных раздела: физическую географию и экономическую географию, включающую географию населения. Это разделение вытекает из самой сущности объектов, изучаемых географией — природных явлений, с одной стороны, и общественных явлений (населения и хозяйства), с другой стороны.
Физическая география, взятая в целом, изучает в географическом аспекте явления природы и тем самым исходит из закономерностей развития природы, устанавливаемых естественными науками. Экономическая география изучает общественные явления (особенности и размещение населения и хозяйства) и тем самым исходит из закономерностей, исследуемых общественными науками.
В свою очередь физическая и экономическая география подразделяются на ряд наук. Исследование природной географической среды в целом и в масштабе всего земного шара составляет предмет общей физической географии, или землеведения. Характеристика и выяснение причин сходства или различия географической среды в пределах частей земной поверхности составляет Предмет региональной физической географии.
Изучение отдельных компонентов природной географической среды составляет предмет целой серии частных, или специальных, физико-географических наук (геоморфологии, климатологии, гидрологии, океанологии, почвоведения и др.). Эти науки тесно взаимосвязаны как с общим землеведением, так и с региональной физической географией.
В систему физико-географических наук входит также и палеогеография, или историческое землеведение, исследующее развитие древней природы Земли. Эта отрасль науки имеет огромное и все возрастающее значение для правильного понимания современной природы земной поверхности, ее исследования позволяют предвидеть развитие природы в будущем, особенно под воздействием хозяйственной деятельности человеческого общества.
Основной теоретической задачей экономической географии является установление закономерностей географического размещения населения и общественного производства. Экономическая география также подразделяется на два основных отдела: общую экономическую географию, исследующую расселение и состав населения во всем мире и размещение общественного производства в целом, и региональную экономическую географию, исследующую размещение и состав населения и производства в пределах отдельных стран и районов. Выделяются также и отраслевые науки, такие, как география промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
В системе географических наук необходимо еще отметить два раздела географии, а именно — страноведение и картографию, имеющих своей задачей объединение научных данных по физической и экономической географии по той или иной территории с целью теоретических обобщений, практического использования и популяризации научных знаний.
В советской географии, как и во всех других науках, основным научно-теоретическим методом является диалектико-материалистический. Этот метод определяет обилий подход к изучаемым явлениям, а также лежит в основе ряда специфических научных методов, используемых советской географией для конкретных исследований. Наибольшее значение среди них имеют экспедиционные методы, картографический метод, стационарные физико-географические наблюдения (за сезонными, повторяющимися ежегодно, изменениями географической среды, а также за изменениями, отражающими ее вековое развитие), лабораторный анализ и эксперимент, при нроведении экономико-географических исследований широко применяется сочетание камеральных методов, связанных с использованием и обработкой статистических материалов, отчетных данных и литературных источников, и полевых методов (в частности, комплексных экспедиций, проводимых совместно с физико-географами и специалистами других наук). В последние годы а географических исследованиях все большее значение получают математические методы, обеспечивающие возможность точной количественной характеристики географических объектов.
Использование быстродействующих электронно-счетных машин позволяет с минимальными затратами труда и времени обрабатывать, например, огромное количество исходных экономико-географических данных и на этой основе позволяет выбирать район или пункт намечаемого строительства, в котором будут обеспечены максимальная экономия материальных и трудовых ресурсов при строительстве объекта и максимальная эффективность в период его эксплуатации.
География как школьная дисциплина, писал Н. Н. Баранский, отличается от географии как науки не только общим охватом мат териала, но м его последовательностью,, каковая в науке диктуется исключительно логикой самой науки, а в школьном предмете — в значительной мере, а подчас и преимущественно особыми методическими соображениями, а именно:
1. Дать для школьников каждого данного возраста то, в каком объеме и так, что, в каком объеме и как они могут усвоить.
2. Дать более или менее завершенный круг знаний.
В результате этого у школьной дисциплины получается своя, особая последовательность изложения, значительно отличающаяся от научной («Очерки по школьной методике экономической географии», 1954 г.).
Эти положения Н. Н. Баранского служат основным руководством при разработке содержания школьного курса географии.
Основы современного содержания географии в школе сложились еще в 30-е годы при непосредственном участии таких виднейших советских географов-методистов, как Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. А. Борков, А. А. Половинкин, И. А. Витвер, С. В. Чефранов, П. Г. Терехов, В. Г. Эрдели и др.
В соответствии с основным подразделением географической науки в содержание предмета была включена система знаний по основам физической и экономической географии и картографии. Содержание школьного курса было разработано с учетом состояния географических наук, что и определило его высокий идейно-научный уровень. Благодаря этому география в 30-е годы заняла прочное место среди основных учебных предметов в школе. В последующие годы содержание школьной географии подвергалось лишь частичным изменениям и дополнениям, имеющим главной целью отражение важнейших вопросов современности и усиление практической направленности преподавания.
В 50-х годах в содержание программ были включены практические работы, предусмотрено изучение географии своей области (края, именины краткое содержание АССР). В отдельных случаях вносимые изменения в программу были направлены на повышение научного уровня содержания, например при изучении климата СССР было усилено внимание к объяснению динамики воздушных масс, к процессам почвообразования и др. Эти изменения, несомненно, способствовали повышению роли географии в школе, укрепляли связь обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
В развитии географических наук за последние тридцать лет произошли большие сдвиги. Современная география все в большей мере становится наукой экспериментально-преобразовательной, помогающей решать практические задачи по все более интенсивному использованию природных и трудовых ресурсов, преобразованию природы и хозяйства. Эти достижения географической науки до самого последнего времени не находили должного отражения в школе. В связи с этим возникла необходимость значительного обновления содержания школьной географии, так же как и по другим предметам.
Четвертый съезд Географического общества СССР (май, 1964 г.), специально рассматривавший этот вопрос, отметил, что содержание школьной географии должно быть приведено в большее соответствие с современным уровнем географической науки. В результате обучения учащиеся должны усвоить систему основных географических научных понятий и закономерностей. В преподавании географин должно правильно сочетаться яркое и образное описание географических объектов с объяснением их особенностей, с выявлением причинно-следственных связей и зависимостей, что придаст всему курсу большую доказательность и повысит его воспитательное значение.
В результате изучения основ физической географии учащийся должны получить знания многообразия природной географическое среды, ее строения, взаимосвязей, образующих. географическую среду компонентов, законов развития географической среды и процессов, в ней происходящих.
В школьный курс географии поэтому должны быть включены основы общей физической географии, региональной физической географии (физического страноведения), а также частных физико-географических наук — геоморфологии, климатологии, океанологии, гидрологии суши, почвоведения и др. Следует также включить главнейшие сведения из некоторых смежных с физической географией наук о Земле, в частности из геологии, геофизики, геохимии, поскольку без них не могут быть поняты на должном научном уровне многие вопросы физической географии.
Большое место при изучении физической географии должно быть уделено природным ресурсам, преобразованию природы, вопросам взаимоотношения человека и природы. Идея преобразования природы человеком, охраны и рационального использования естественных ресурсов должны проходить красной нитью через весь курс.
Такое содержание школьного курса физической географии усилит значение получаемых знаний в формировании у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения, полнее раскроет народнохозяйственное значение физической географии.
Пересмотр содержания школьной экономической географии должен идти прежде всего в направлении установления правильного соотношения между вопросами общей и региональной экономической географии. Необходимо значительно увеличить удельный вес в школьном курсе вопросов общей экономической географии, что явится важнейшей предпосылкой повышения его научного уровня, в частности его региональной части.
Изучение экономической географии должно дать учащимся знания таких важных понятий и категорий науки, как экономико-географическое положение, экономическая оценка природных условий и естественных ресурсов, экономическое районирование, международное разделение труда, а также основных типов производственно-территориальных комплексов, экономических районов, городов.
Учащиеся должны усвоить законы территориального разделения труда, главнейшие отраслевые закономерности размещения производства, закономерности формирования экономических районов, производственно-территориальных комплексов.
Следует преодолеть характерную для школьного курса недооценку географии населения. Выпускники школы должны знать как общие закономерности движения населения, его состава и расселения, так и конкретные особенности населения в различных частях мира и в нашей стране.
Повышение научного уровня школьной географии требует ознакомления учащихся с рядом применяемых в настоящее время методов научного исследования.
Работа по обновлению содержания географии, осуществляемая предметной комиссией Академии наук СССР и Академии педагогических наук СССР при активном участии ряда ученых-географов, методистов и учителей, велась с учетом этих рекомендаций IV съезда Географического общества СССР, а также положительного опыта, накопленного школой, и результатов научно-методических исследований, проводившихся в секторе обучения географии Научно-исследовательского института общего и политехнического образования АПН СССР и ряде педагогических институтов и университетов нашей страны.
Главное внимание было направлено на повышение научного уровня школьной географии, на усиление объяснительного элемента и сокращение фактологического материала, излишне обременяющего память школьников. Одновременно ставилась задача сохранить все положительное в исторически сложившемся содержании школьной географии: преимущественное внимание к отечественной географии, краеведческая основа построения курсов, изучение географии своей области (края, АССР), экскурсии и разнообразные практические работы.
При отборе фактов, понятий, закономерностей из основных разделов географических наук, а также сведений из ряда смежных наук имелось в виду обеспечить усиление роли географии в общем и политехническом образовании и воспитании учащихся. В числе важнейших педагогических требований к отбору учебного материала предъявлялись: доступность материала для учащихся разновозрастных групп; возможность использования межпредметных связей для достижения осознанного усвоения учащимися важнейших научных понятий на различных ступенях обучения; уровень подготовки учащихся по природоведению во II—IV классах школы; время, выделяемое учебным планом на изучение географии.
Построение школьного курса по ступеням обучения определялось исходя из задач всеобщего среднего образования, переход к которому будет в основном завершен уже в ближайшем пятилетии. Это позволило преодолеть излишний концентризм и педагогически неоправданные повторения и строить курс по линейно-ступенчатому принципу.
Система дидактически обработанных знаний по физической географии с учетом указанных выше требований включает основные разделы из общей физической географии и региональной физической географии материков и СССР.
Проблема соотношения разделов общей и региональной физической географии в школе всегда была одной из самых сложных и дискуссионных проблем. И она вновь возникла с особой остротой в связи с пересмотром и обновлением, содержания курса.
Высказывались различные точки зрения о возможных подходах ее решения. Точка зрения, нашедшая отражение в проекте новой программы, исходит из того, что разделы общей и региональной физической географии в школьном курсе должны представлять определенное единство, обеспечивающее постепенное ознакомление учащихся с системой важнейших научных понятий и закономерностей природы, с ее естественными ресурсами и условиями рационального их использования и охраны человеком. В начале изучения основ физической географии (V класс) учащимся даются знания в доступной для них форме о геосферах (лито-, гидро, атмосфере и географической оболочке), о методах их исследования, об основных компонентах природного комплекса и взаимных связях между ними. Эта система знаний о Земле в целом являетея начальной ступенью в познании вопросов общей физической географии. Учет уровня развития и подготовки учащихся не позволяет на этой начальной ступени дать всю необходимую систему научных понятий и закономерностей из общей физической географии.
Наиболее сложные понятия, требующие опоры на знания по смежным предметам, последовательно изучаются в связи с основными темами региональной физической географии.
В этом отношении был использован ранее сложившийся опыт построения школьного курса физической географии, но с учетом существенных недостатков этого опыта, выявленных в практике обучения. В числе этих недостатков были: неполнота системы научных понятий, отсутствие целенаправленного внимания к изучению важнейших закономерностей развития природы, в частности развития ее отдельных компонентов во времени, отсутствие специальных обобщений по основным разделам общей физической географии и др.
Со стороны ряда представителей географической науки предлагалось иное решение: все основные вопросы общей физической географии сосредоточить в начале систематического курса школьной географии с таким расчетом, чтобы последующее изучение региональной физической географии (физического страноведения) имело достаточную научную базу. Это решение в наибольшей мере соответствовало бы логике науки, но оно входило в острое противоречие с логикой построения школьного курса. Изучение сложнейших научных понятий при таком решении приходилось бы на самый ранний, возраст учащихся, еще не имеющих подготовки по физике, биологии и химии.
Выдвигалось и такое решение — систематическое изучение географии начинать со страноведения, в котором в комплексе рассматривались бы природа, население и хозяйство. В старших классах предлагалось изучать основы общей физической и экономической географии. В этом предложении также не учитывались подготовка и уровень развития учащихся средних классов, для которых комплексное рассмотрение природы, населения и хозяйства неизбежно свелось бы преимущественно к запоминанию того, что где есть, без осмысливания причин, определяющих своеобразие этого комплекса. Тем самым изучение географии в средних классах не содействовало бы в должной мере развитию учащихся. Необходимо учитывать также, что в старших классах изучение географии не обеспечивается достаточным временем. В виду педагогической необоснованности эти предложения не были приняты за основу при построении системы знаний по географии.
Начальная ступень систематического изучения физической географии (V класс) опирается на природоведческую подготовку учащихся. В IV классе изучаются темы: «Земля — планета Солнечной системы», «Воздух», «Вода», «Горные породы», «Растения и животные и внешняя среда». Изучение этих тем знакомит школьников с элементами неживой природы и их физико-химическими свойствами, помогает понять связи живой и неживой природы. Наиболее важными вопросами из курса природоведения для изучения физической географии являются такие: причины смены времен года; погода, взаимосвязь между элементами погоды; вода -растворитель; горные породы и полезные ископаемые, их свойства; зависимость растений и животных от количества тепла, света, влаги; использование и изменение растительного и животного мира, охрана природных богатств.
Включение этих вопросов в природоведение позволило содержание начального курса физической географии сделать более «географичным», освободить его от астрономических и метеорблогических понятий.
При обсуждении проекта программы (по природоведению некоторые учительские коллективы высказывали возражения против включения в его содержание темы «Земля — планета Солнечной системы». Обосновывалось это тем, что содержание темы трудно усваивалось пятиклассниками, и, следовательно, оно будет еще более трудным для учеников IV класса. При определении места темы учитывалось, что основу ее содержания составляют астрономические понятия. Для изучения географии наиболее важными вопросами в содержании темы являются знания о форме Земли и причинах смены времен года. Первый из названных вопросов вполне доступен ученикам и более раннего возраста. Вопрос же о причинах смены времен года, как показывают данные многократных проверок, большинством пятиклассников усваивался недостаточно сознательно. Исходя из этого, и было принято решение о рассредоточенном изучении этого вопроса, начиная с IV класса. В V классе причины смены времен года рассматриваются в связи с установлением различий в освещении и нагревании поверхности земного шара 22 июня и 22 декабря и времен года в северном и южном полушариях. К рассмотрению этого вопроса учащиеся вновь должны вернуться при изучении географии материков (причины неравномерного распределения солнечной радиации на территории земного шара) и СССР (распределение на территории СССР суммарной радиации). Есть основания предполагать, что при таком подходе к изучению вопроса можно добиться сознательного его усвоения.
Опора на знания по природоведению, а также по математике за IV и V классы (понятия о градусе, об углах и их измерении транспортиром, о положительных и отрицательных числах, среднем арифметическом, процентах) позволяет существенным образом повысить уровень общегеографической подготовки школьников на первой ступени изучения общей физической географии. Это повышение обеспечивается тем, что в содержание курса в более систематизированном виде включаются знания о геосферах; о взаимодействии компонентов природы (рельеф и горные породы, климат, воды, почвы, растения и животный мир) на примере природного комплекса своей местности. Усилено также внимание к показу развития природных компонентов (в частности, рельефа) во времени, к ознакомлению учащихся с современными географическими исследованиями (по изучению земной коры, океанов и морей, атмосферы).
Начальный курс физической географии включает темы: «Введение» (имеющее целью дать представление о предмете физической географии); «Изображение Земли на глобусе и картах» (с подтемой «План местности»); «Литосфера»; «Гидросфера»; «Атмосфера»; «Географическая оболочка Земли»; «Население земного шара».
Основу курса, таким образом, составляет система общегеографических понятий, усваиваемых учащимися на основе представлений, получаемых в окружающей природе, и строго отобранном круге единичных понятий, отражающих наиболее типичные географические объекты на территории СССР (преимущественно) и мира.
Построение курса рассчитано на постепенное усложнение знаний, своевременное проведение экскурсий для изучения объектов окружающей прирбды и практических работ на местности, последовательное расширение знаний о карте, систематическое ее использование и совершенствование умений работы с нею.
Содержание курса географии материков включает знания о природе, населении и политической карте материков и значительный круг общих физико-географических понятий, обеспечивающих более глубокое научное объяснение особенностей физико-географических условий крупных территорий.
Изучение курса будет начинаться с материков южного полушария и заканчиваться рассмотрением Евразии. Изменение порядка изучения материков было принято исходя из следующих основных соображений. На южных материках лучше, чем в Евразии, прослеживается широтная зональность, зависимость климата и природных зон от географической широты. Тем самым обеспечивается усвоение и более глубокое понимание основного географического закона. Изучение более сложного в природном отношении материка Евразии приходится на конец курса, когда учащиеся лучше подготовлены. Многие понятия, которые могут быть усвоены учащимися при изучении других материков, обеспечат возможность более глубокого и доказательного объяснения своеобразия и динамики природы Евразии. Более высокий научный уровень изучения Евразийского материка создаст наиболее благоприятные условия для изучения физической географии СССР. Между курсами географии материков и географии СССР обеспечивается логическая преемственность. При изучении физико-географических областей Евразии благодаря этому возможно ограничиться рассмотрением только зарубежных областей. Тем самым ликвидируется неоправданное повторение одного и того же материала и обеспечивается включение ряда новых вопросов.
При обсуждении проекта программы по курсу географии материков рядом лиц высказывались возражения против предлагаемой последовательности изучения тем. Основным доводом считалось, что изучение в начале курса южных материков якобы нарушает принцип дидактики от близкого к далекому, от известного к неизвестному и ослабляет возможность осуществления краеведческого принципа. Отмечалось также, что предлагаемое построение курса вызовет дополнительные трудности при изучении политической карты. Но при этом совсем не учитывался не менее важный принцип — от простого к сложному. А если содержание исходить из этого принципа, то новое расположение материков, несомненно, педагогически вполне оправдано. Краеведческий принцип в равной мере должен осуществляться при изучении не только Евразии, но и любого другого материка.
Были также возражения против перехода к изучению материков вместо частей света. С точки зрения физической географии более правильным следует признать изучение мира по материкам, так как части света имеют историческое происхождение и поэтому деление это весьма условно. Каждый материк изучается вместе с прилегающими к нему островами. С понятиями материк (континент) и часть света учащиеся знакомятся в самом начале курса.
Содержание географической характеристики материков включает два раздела:
1) общий обзор материка: географическое положение, размеры, очертания, океаны и моря, омывающие материк, крупнейшие острова; краткие сведения об истории открытия и исследований природы; рельеф, его геологическое строение, полезные ископаемые и их связь с основными горными породами, слагающими материк, явления вулканизма и землетрясений; климат и факторы его образующие, климатические пояса; реки и озера, особенности их режима в разных климатических поясах, хозяйственное значение рек и озер; растительность и почвы, зависимость их от климата, животный мир, его зависимость от климата и растительности; природные зоны и их связь с климатическими поясами; изменение природных условий под влиянием хозяйственной деятельности человека; население, его состав, политическая карта.
2) Обзор материка по крупным областям (для Африки такой обзор дается по природным зонам): географическое положение области, характеристика природных условий и природных богатств; типичные картины природы; политическая карта; население, его состав, картины быта и труда, характерные черты хозяйственной деятельности; важнейшие государства, главные города.
Рассмотрение природных богатств и их хозяйственного использования в пределах крупных областей ведется в тесной связи с общественным строем, условиями труда, быта и культуры населения. Такой подход к рассмотрению крупных областей материков отражает страноведческий характер курса.
В связи с изучением материков учащиеся последовательно знакомятся с большим кругом общих научных понятий и закономерностей. Наибольшее количество рбщих понятий включается в содержание первой темы — обзор Африки, поскольку без их усвоения не могут быть поняты особенности природы материка. Этим обусловлено относительно большое количество, часов на изучение темы.
Система общих понятий и закономерностей, включенная в содержание характеристик материков, обеспечивает рассмотрение природных условий материков в соответствии с современными научными воззрениями. Усиливается внимание к раскрытию закономерностей формирования рельефа, размещению почв в зависимости от климата и растительности, вводятся понятия о климатических поясах и др.
В заключительной теме курса «Общие географические закономерности» ставится задача систематизировать знания учащихся, полученные ими при изучении материков, и подвести к пониманию основных географических закономерностей. В этой теме обобщаются знания учащихся о строении земного шара, неоднородности земной коры, школьники подводятся к пониманию закономерностей расположения на земной поверхности устойчивых и, подвижных участков земной коры и связанных с ними форм рельефа, с изменениями очертаний материков. Обобщаются и приводятся в систему знания о климатах Земли. С этой целью будут обобщены и углублены знания о причинах неравномерного распределения солнечной радиации на Земле (как следствие шарообразной формы Земли и вращения Земли вокруг своей оси при постоянном ее наклоне к плоскости земной орбиты под углом 66°33'); элементарно объяснена динамика атмосферы, будет сделан общий обзор климатических поясов Земли. Большое внимание в этой теме уделяется рассмотрению взаимодействия рельефа и климата и их влияния на почвы, растительность и животный мир. На этой основе будет охарактеризована географическая зональность природы на равнинах (по географическим поясам) и в горных странах. Введение понятия о географических поясах позволит привести в систему знания учащихся о природных зонах материков и обеспечит достаточно глубокое понимание закона географической зональности.
В заключение темы имеется в виду привести в систему знания в взаимодействии природы и человека.
Понимание взаимосвязей между компонентами природы и ее изменений под влиянием деятельности человека, особенно сильно проявляющихся в современную эпоху благодаря огромному научно-техническому прогрессу, позволит с достаточной глубиной раскрыть перед учащимися основные направления по охране и восстановлению природы.
Краткий анализ содержания курса позволяет сделать общий вывод о том, что в нем органически сочетаются: 1) изучение региональной физической географии (материков и их крупных частей), дополняемой системой знаний о населении и его хозяйственной деятельности по важнейшим районам и странам мира, и 2) дальнейшее развитие знаний по общей физической географии. Вторая сторона содержания курса реализуется в двух направлениях: 1) общегеографические понятия усваиваются в связи с изучением конкретных регионов и 2) обобщение и систематизация знаний по важнейшим разделам общей физической географии в конце курса на базе полученных знаний.
Усвоение большого объема знаний, включенного в содержание курса, опирается на предшествующую подготовку по общей физической географии, а также на знания по смежным предметам — ботанике и зоологии и отчасти истории.
В качестве опорных знаний по биологии наибольшее значение имеют понимание роли растений и растительного покрова в природе, жизни человека и в народном хозяйстве; условия жизни растений (вода, воздух, свет, тепло, минеральные соли); растительные сообщества; характерные черты строения и биологии типичных растений тундры, леса, степи, пустынь, болот, водной растительности; знакомство с животным миром, условиями обитания животных. Использование этих знаний поможет усилить элементы объяснения, особенностей природных зон материков.
Использование знаний по истории древнего мира (V класс) и средних веков (VI класс) значительно облегчает ознакомление учащихся с современным составом населения материков и стран, основными видами хозяйственной деятельности. Большое значение имеют знания учащихся по истории о великих географических открытиях, которые могут быть широко использованы при рассмотрении вопросов об открытии Америки, исследованиях Африки, Азии. Использование знаний по истории существенно облегчает работу учащихся при изучении географической номенклатуры, объем которой даже при строгом отборе достаточно обширен, поскольку изучается мир в целом. По истории учащиеся широко пользуются историческими картами. Благодаря этому они усваивают большой объем географических названий. В содержание курса физической географии СССР основное внимание уделяется изучению особенностей природы нашей страны, ее естественных ресурсов как необходимой базы для развития многоотраслевого хозяйства социалистического общества.
Содержание курса имеет четко выраженный характер физического страноведения. Опора на знания по предшествующему курсу, а также на знания по физике, химии, биологии и отчасти истории СССР позволит строить преподавание этого курса на достаточно высоком научном уровне. В целях более глубокого объяснения закономерностей размещения основных форм рельефа, генезиса полезных ископаемых в содержание курса включен необходимый минимум геологических знаний о развитии земной коры (основные геологические структуры на территории СССР — геосинклинали и платформы разного возраста, их возникновение и развитие, понятие о геологическом летосчислении).
Вводятся также сведения о современных методах определения относительного и абсолютного возраста горных пород. С этой же целью в содержание и других тем, главным образом общего обзора СССР, включен круг новых общегеографических понятий. В теме «Климат СССР» даются понятия о распределении суммарной солнечной радиации на территории СССР, о метеорологических фронтах, испаряемости и коэффициенте увлажнения. Эти знания позволят учащимся сделать новый шаг в понимании закономерностей климата, с большей глубиной понять причины размещения природных зон на территории СССР, обоснованно выделять районы с неодинаковой увлажненностью, делать выводы с опорой на экологические знания (из курса биологии) о рациональном размещении сельскохозяйственных культур и различных отраслей животноводства.
Все это служит основой для формирования знаний о закономерностях природы, понимания причин, благодаря которым создается исключительное разнообразие природных условий в пределах обширной территории нашей Родины. Большое место и внимание в курсе уделяется характеристике естественных ресурсов и оценке их народнохозяйственного значения. Красной нитью через содержание курса проходит идея рационального использования природных богатств, их охраны и восстановления.
Содержание курса делится на три раздела:
1) общий физико-географический обзор СССР; 2) обзор природных условий крупных областей СССР; 3) география своей области (края, АССР).
Такое деление курса позволяет последовательно переходить от мелкомасштабного изучения природы страны (в общем обзоре) к относительно крупномасштабному (при изучении природных областей и особенно темы «Своя область», край, АССР).
В содержании общего физико-географического обзора СССР главное внимание уделяется рассмотрению общих закономерностей природы. При рассмотрении отдельных компонентов природы основной упор делается на объяснение причин, определяющих их формирование, выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между ними. Так, при рассмотрении рельефа, например, в центре внимания — не отдельные формы рельефа, а объяснение причин, обусловивших разнообразие рельефа СССР, его непрерывное развитие в результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, генезис полезных ископаемых. Точно так же и в теме «Климат СССР» в центре внимания — характеристика основных факторов, определяющих разнообразие типов климата на территории СССР.
В отличие от прежней программы в содержание отдельных тем общего обзора не включаются вопросы о компонентах природы своей области. Это, конечно, не означает, что тем самым отрицается значение краеведческого подхода в изучении общего обзора СССР. Опыт применения прежней программы убедительно показал педагогическую необоснованность включения специальных вопросов о рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах своей области в содержание тем общего обзора. Во-первых, это вызывало излишнюю напряженность во времени при изучении тем общего обзора, так как значительно увеличивало объем их содержания, и, во-вторых, не способствовало правильному осуществлению краеведческого подхода. Вместо широкой опоры на результаты наблюдений в окружающей природе при изучении тем общего обзора в практике обучения нередко школьникам предлагалось прочесть соответствующий раздел в учебнике по географии своей области.
Содержание второго раздела курса включает характеристики особенностей природы крупных природных областей СССР (Восточно-Европейская равнина; Карпатские, Крымские, Кавказские горы; плоскогорья, горы и низменности Средней Сибири; горы и низменности Северо-Востока Сибири; пояс гор Южной Сибири (Алтай, Саяны, Прибайкалье и Забайкалье); а также горы и низменности Дальнего Востока; горы и низменности Средней Азии и Казахстана).
В основу выделения этих крупных областей положен генетический принцип физико-географического районирования. За основную территориальную единицу приняты крупные районы, объединяемые единством истории развития и своеобразным комплексом современных природных условий.
В содержании характеристик крупных областей главное внимание направляется на выявление общих физико-географических закономерностей, обусловливающих формирование и развитие разнообразных природных комплексов и природных богатств на их территории. С этой целью в характеристики областей включены вопросы о геологическом строении и его влиянии на формирование современного рельефа, о влиянии древнего оледенения на рельеф, об основных факторах формирования климата и др. Значительное внимание уделяется новейшим исследованиям, в частности Западно-Сибирской равнины. Рассмотрение крупных областей в таком аспекте позволит с достаточной глубине й раскрыть разнообразие природных условий и естественных ресурсов на территории СССР и объяснить причины, их обусловившие.
Для каждой области предусматривается развернутая характеристика естественных ресурсов, их учета, рационального использования, охраны и преобразования природы в интересах коммунистического строительства, сообщаются также сведения о составе и размещении населения.
Третий раздел — «География своей области (края, АССР)» — включает характеристику природы и населения родного края. При анализе особенностей природы области в центре внимания стоят вопросы о естественных ресурсах, их охране, восстановлении и рациональном использовании. В характеристике населения области имеется в виду познакомить школьников с составом и динамикой населения, его бытом и культурой. Вводится понятие о трудовых ресурсах.
Изучение географии области в целом должно завершаться рассмотрением ее внутренних природных различий. Такой подход к изучению завершающей темы курса позволяет познакомить школьников, (с опорой на их непосредственные наблюдения в окружающей природе) с приемами крупномасштабного географического изучения территории и более полно показать практическое значение знаний физической географии.
Курс экономической географии СССР является логическим продолжением предшествующего курса. С опорой на знания учащихся о природных условиях и природных ресурсах СССР (в целом и по крупным природным областям) курс должен дать знания о населении и трудовых ресурсах СССР, о закономерностях развития и размещения народного хозяйства первой в мире страны социализма. В соответствии с основным подразделением экономической географии СССР на общую и региональную, курс включает два раздела: 1) общий экономико-географический обзор СССР; 2) обзор союзных республик и крупных экономических районов РСФСР.
При обновлении содержания курса и, особенно, общего обзора народного хозяйства большое внимание было уделено более полному ознакомлению учащихся с основными законами и закономерностями социалистического производства: законом планомерного развития народного хозяйства, принципами размещения отдельных отраслей производства, факторами территориального разделения труда, закономерностями формирования районов и перспективами развития союзных республик. Рассмотрение этих вопросов обеспечивает понимание учащимися задач коммунистического строительства, намеченных Программой КПСС.
При рассмотрении этих вопросов, имеющих первостепенное значение для идейно-политического воспитания учащихся, должно учитываться снижение возраста и уровня подготовки учащихся по смежным предметам. Поэтому особые требования должны быть предъявлены к учебникам, важнейшие понятия экономической географии в которых должны быть изложены в доступной для учащихся форме. Например, если в X или XI классах такие понятия, как металлургический комбинат полного цикла или комплексное использование сырья в цветной металлургии, ее связи с химической и электротехнической промышленностью, не представляли больших затруднений, поскольку их формирование опиралось на знания по химии, то теперь учащиеся впервые будут знакомиться с ними при изучении экономической географии. Это потребует значительных затрат дополнительного времени, и содержание понятий может быть дано преимущественно в информационном плане.
Изучение курса начинается с краткого введения, которое имеет целью разъяснить предмет и задачи экономической географии и кратко охарактеризовать место СССР в системе мирового хозяйства.
Тема «Население и трудовые ресурсы СССР» включает вопросы о национальном составе населения, различиях народов СССР по-языку, о политико-административном делении СССР. Большое внимание уделено показу динамики населения (рост численности, различия плотности населения в разных районах страны, миграции, изменения в соотношении городского и сельского населения). Впервые вводятся понятия об основных типах населенных пунктов (город, поселок городского типа, село). Более полно раскрывается содержание понятия «трудовые ресурсы», характеризуется значение трудовых ресурсов в развитии и размещении хозяйства, степень обеспеченности трудовыми ресурсами различных районов страны, соотношение трудовых ресурсов городов и сельской местности.
В заключение темы показываются тенденции, проявляющиеся в настоящее время в перераспределении трудовых ресурсов между основными сферами производства (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и непроизводственная сфера).
Тема «Общая характеристика народного хозяйства СССР» включает понятия о структуре народного хозяйства, о планомерном и пропорциональном развитии народного хозяйства. Раскрывается сущность понятия материально-технической базы коммунизма и дается характеристика общих принципов размещения социалистического производства. Изучение этой темы имеет цель сформировать достаточно глубокое понимание коренных изменений структуры народного хозяйства СССР, достигнутых за короткий исторический срок на основе преимуществ социалистической системы хозяйства. Обзор народного хозяйства по отраслям (промышленность, сельское хозяйство и транспорт) призван раскрыть значение каждой отрасли в народном хозяйстве, современное состояние и главные черты географии этих отраслей с выделением основных районов, а также перспективы их дальнейшего развития. При рассмотрении географии тяжелой промышленности большое внимание уделяется формированию общих экономико-географических понятий о типичных социалистических промышленных предприятиях, специализации, кооперировании и комбинировании предприятий.
В информационном плане учащиеся знакомятся также с рядом экономических понятий, таких, как рентабельность предприятия, себестоимость продукции и пр.
При изучении географии сельского хозяйства учитывается его тесная связь с природными условиями, поэтому большое внимание уделяется вопросам мелиорации земель в различных природных зонах и зональной специализации сельского хозяйства. Вводятся понятия об интенсивном и экстенсивном направлении хозяйства, характеризуется тенденция постепенного превращения сельского хозяйства в отрасль индустриального производства.
Общий обзор отраслей народного хозяйства предусматривает систематическое использование краеведческого подхода к его изучению. С этой целью при рассмотрении отраслей народного хозяйства намечается познакомить школьников с важнейшими местными предприятиями. Эта же цель имеется в виду и при проведении экскурсии на местные промышленные или сельскохозяйственные предприятия.
Завершающая тема общего обзора «Экономическое районирование СССР» призвана раскрыть различия природных, исторических и экономических условий на территории СССР как объективную предпосылку географического разделения труда между отдельными районами формирования экономических районов. Экономический район рассматривается как территориально-производственный комплекс со специализацией во всесоюзном масштабе.
Знания о населении и трудовых ресурсах, географии важнейших отраслей хозяйства и закономерностях территориального разделения труда служат базой для глубокого понимания экономико-географических характеристик союзных республик и экономических районов РСФСР.
Содержание экономико-географических характеристик союзных республик и экономических районов РСФСР включает: экономико-географическое положение, природные ресурсы и их оценка, население и трудовые ресурсы, современное состояние и главные черты географии народного хозяйства, перспективы его развития, крупнейшие города.
Содержание общего понятия экономико-географическое положение района раскрывается в первой теме районного обзора. Оценка природных ресурсов районов базируется на знаниях учащихся о природных условиях и ресурсах, сообщаемых в VII классе.
При изучении населения союзных республик и районов РСФСР наибольшее внимание обращается на изменения в соотношении городского и сельского населения, на рост крупных городов, подъем культуры, взаимопомощь советских народов в развитии хозяйства и культуры ранее отсталых национальных районов.
В характеристике народного хозяйства союзных республик и районов РСФСР важнейший вопрос — обоснование специализации хозяйства с учетом природных и трудовых ресурсов, особенностей экономического развития в прошлом и настоящем. Сущность комплексного развития хозяйства района раскрывается на основе подразделения отраслей хозяйства на группы: 1) группа отраслей специализации, непосредственно участвующих в межрайонном обмене и определяющих место района в территориальном разделении труда; 2) группа вспомогательных отраслей, обеспечивающих развитие отраслей специализации (поставками сырья, полуфабрикатов, топлива и энергии, транспортными услугами); 3) группа обслуживающих отраслей, обеспечивающих потребности населения. Последняя (3-я) группа может быть только указана, но специально не изучается.
Характеристики современного уровня народного хозяйства союзных республик, перспектив их развития имеет целью раскрыть успехи в выравнивании уровней экономического развития отсталых районов.
При изучении экономического района РСФСР, в состав которого входит «своя» область (край, АССР), предусматривается краткая, обобщающая характеристика народного хозяйства области и выявление ее места в специализации района.
В содержание курса экономической географии зарубежных стран также включены вопросы общей и региональной экономической географии. Внимание к вопросам общей экономической географии способствует повышению научного уровня курса, усилению его роли в идейно-политическом воспитании учащихся. Включение в содержание курса таких вопросов, как особенности международного разделения труда при социализме и капитализме, место СССР и социалистической системы в мировом хозяйстве, особенности развития и размещения производства в социалистических и разного типа капиталистических странах и др., обеспечивает логическую преемственность между курсами экономической географии СССР и зарубежных стран. При изучении курса учащиеся знакомятся со все возрастающим значением внешних экономических связей СССР как со странами социалистическими, так и со странами капиталистическими и развивающимися.
В отличие от экономической географии СССР в содержании рассматриваемого курса вопросы общей экономической географии представлены не только в начале, но и в конце курса. В начале предусмотрено рассмотрение таких вопросов: формирование современной политической карты мира (образование мировой социалистической системы и крушение колониальной системы империализма и отражение этих процессов на политической карте мира); краткая характеристика социальной и экономической структуры социалистических зарубежных стран и стран капиталистической системы; характеристика населения мира; понятие о международном географическом разделении труда, принципиальные различия этого разделения при капитализме и социализме; основные формы экономического сотрудничества и взаимопомощи социалистических стран.
Ознакомление учащихся с этими вопросами готовит их к более сознательному изучению отдельных зарубежных стран. В конце курса в целях обобщения знаний по зарубежным странам и СССР дается характеристика мирового хозяйства в целом по его важнейшим отраслям (промышленность, сельское хозяйство, транспорт) и внешних экономических связей. Большое внимание при изучении заключительной темы уделяется характеристике места СССР и социалистической системы в мировом хозяйстве, в международном социалистическом разделении труда и внешних связях. При изучении вопросов общей экономической географии учащиеся знакомятся со многими понятиями (международное разделение труда, самодеятельное население, специализация и кооперирование в международном масштабе, типы аграрных отношений, показатели уровня экономического развития стран и др.).
Учет ограниченности времени на изучение курса и необходимость более глубокого рассмотрения особенностей экономической географии основных групп стран обусловил построение программы курса на принципе выборочного изучения отдельных стран, особенно стран капиталистической системы. Широко в программе курса представлены также общие обзоры по группам стран. Такое построение курса позволяет сообщить учащимся основные сведения о политической карте, природных и трудовых ресурсах и об особенностях экономического развития всех главных районов мира и дать более углубленные и конкретные знания об отдельных важнейших странах.
Первыми в курсе изучаются страны социалистической системы Европы, Азии и Америки.
Страны капиталистической системы рассматриваются по частям света. При разработке характеристик групп стран и отдельных государств большое внимание уделяется показу их экономико-географической специфики. Экономико-географические характеристики социалистических стран, помимо общих вопросов (об экономико-географическом положении, природных ресурсах, населении и пр.), включают вопросы об изменениях структуры народного хозяйства в результате социалистической индустриализации, о месте стран в международном социалистическом разделении труда, о сдвигах в размещении промышленности, о создании новых отраслей хозяйства и др.
В экономико-географических характеристиках крупнейших капиталистических стран большое внимание уделяется показу особенностей классового и профессионального состава населения, выявлению места страны в мировом капиталистическом хозяйстве, значения государственно-монополистического капитализма в экономике, характеристике структурных сдвигов в промышленности, типов хозяйств в сельском хозяйстве.
В характеристиках развивающихся стран наибольшее значение придается вопросам, помогающим понять причины трудностей развития хозяйства; значение мероприятий по созданию национальной промышленности, образованию государственного сектора в экономике; роль помощи СССР и других социалистических стран.
Такой подход к определению содержания экономико-географических характеристик стран позволяет достаточно глубоко раскрыть особенности развития и размещения хозяйства социалистических и разного типа капиталистических стран.
Краткое рассмотрение содержания курсов школьной географии позволяет сделать общий вывод о приведении содержания предмета в большее соответствие с современным состоянием географической науки.
Повышение научного уровня содержания географии обеспечивается также более полным ознакомлением школьников с научными методами географии. В первую очередь имеется в виду повысить уровень топографических и картографических знаний и умений работать с разнообразными картами (включая геологические, тектонические, синоптические и другие специальные карты). Эта задача определяется исходя из важности картографического метода в географической науке. Усиление внимания к работе с картами явится также одним из средств рационализации и облегчения процесса усвоения географических знаний.
В целях более систематического ознакомления учащихся с основами картографических знаний в первых трех курсах географии выделены специальные темы (Изображение Земли на глобусе и карте» (в V классе); «Карты материков» (в VI классе) и «Карты, изображающие территорию СССР» (в VII классе).
В первой теме ставится задача — систематизировать знания учащихся о плане местности, полученные ими в начальной школе, затем дается элементарное представление об изображении рельефа на топографической карте способом горизонталей; на основе сопоставления глобуса и карты учащиеся подводятся к пониманию условного изображения поверхности Земли на географических картах. Изучаются масштабы карт, географическая (градусная) сетка и пользование ею на глобусе и карте, вводятся понятия о географической широте и долготе, об относительной и абсолютной высоте места, шкале высот и глубин. Таким образом уже на этой ступени обучения закладывается основа правильного понимания карты.
В теме «Карты материков» вводятся знания о различиях карт по охвату территории (карты мира, полушарий, отдельных материков) и содержанию (общегеографические и специальные). Раскрывается зависимость размера искажений картографического изображения от величины территории на карте, показывается условность масштабов на картах; приемы определения приближенного масштаба в различных частях карты по географической сетке. При изучении Африки (первого из изучаемых материков) вводятся понятия о способах изображения, применяемых на климатических картах.
В теме «Карты, изображающие территорию СССР» даются знания о различиях карт по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабных), об особенностях изображения шаровой поверхности на плоскости, о неизбежности искажений на картах из-за кривизны Земли, дается элементарное понятие о характере этих искажений. Предусматривается практическое ознакомление с измерительными свойствами карт СССР различных масштабов, показывается зависимость картографического обобщения (генерализации) от масштабов и содержания карт; обобщаются знания о способах изображения на них различных объектов и явлений (специальные условные знаки, фоновая окраска, ареалы, изолинии, линии движения).
Топографические карты в VII классе рассматриваются как одна из основных разновидностей крупномасштабных географических карт; раскрываются основные элементы содержания и измерительные свойства этих карт, формируется понятие о сущности способа изображения рельефа горизонталями.
При изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые СССР» проводится практическое ознакомление с геологической и тектонической картами; в теме «Климат СССР» — с синоптической картой.
В курсах экономической географии предусматривается практическое ознакомление с экономическими картами разного назначения. Система картографических знаний, включенная в содержание географии, обеспечивает понимание карт и овладение приемами правильного пользования ими.
Вопрос о порядке изучения картографических знаний, включенных в специальные темы, может решаться по усмотрению учителя. Возможно двойное решение этого вопроса — изучение картографических знаний до начала рассмотрения конкретных географических тем или в органической связи с ними.
В целях удовлетворения интересов и развития индивидуальных склонностей школьников старших классов по новому учебному плану вводятся факультативные занятия. На них выносятся предметы, элементы знаний из которых входят в содержание школьной географии, но из-за недостатка времени, а также из-за служебной роли этих знаний по отношению к географии (например, знания по геологии или основам экономики) они не могут быть изучены на уроках с достаточной глубиной и полнотой. Факультативные занятия должны восполнить недостающие в учебном плане средней школы предметы, имеющие большое мировоззренческое и практическое значение. К их числу относятся основы геологии и основы экономики важнейших отраслей народного хозяйства. Факультативные занятия по основам картографии и топографии и геологии позволят укрепить межпредметные связи географии с биологией и математикой, а также повысить уровень практических умений и навыков школьников для более углубленного изучения природы,, населения и хозяйства родного края.
Примерная программа по основам геологии включает два раздела: в первом даются знания по общей геологии, во втором — по исторической геологии. Большое внимание в курсе уделяется изучению геологических процессов, изменяющих лик земной поверхности, а также горных пород и полезных ископаемых своей местности. Теоретические занятия обязательно сочетаются с практическими работами в классе и на местности по определению горных пород и полезных ископаемых.
Программа по топографии и картографии включает Основные разделы знаний по картоведению. Первый раздел посвящается изучению топографической карты, второй — мелкомасштабных общегеографических и специальных (тематических) карт. При изучении курса широко используются знания, получаемые на уроках географии и математики. В этом курсе практические работы занимают главное место и имеют целью выработать практические умения по сознательному использованию топографических и мелкомасштабных карт. Курс основ экономики важнейших отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта) должен изучаться с учетом местного производственного окружения. В городах, например, главное внимание может быть уделено изучению экономики промышленности, другие разделы курса могут быть изучены в информационном плане.
Новое содержание школьной географии, существенным образом дополняемое факультативными занятиями, в значительно большей степени будет соответствовать современному уровню географической науки и задачам географии в школе.
Задачи преподавания и содержание предмета определяют организацию процесса усвоения знаний, формирования умений и навыков.

продолжение книги...


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>

.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>

.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>

.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>


Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>


Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>


Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>

.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>

.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что...

Читать статью >>

.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>

.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>


Источник: http://www.detskiysad.ru/ped/geografiya22.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Детство Толстой краткое содержание по главам Конкурс индустрия

Именины краткое содержание Именины краткое содержание Именины краткое содержание Именины краткое содержание Именины краткое содержание Именины краткое содержание Именины краткое содержание Именины краткое содержание

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ